Павлова А.Л.
Технологическая карта «открытого» урока литературы
Тема урока: «Новое о войне в литературе XX века»
Цели урока:
- Обучающие: совершенствование умений анализа и интерпретации литературных произведений В. Быкова («Сотников», «Одна ночь»), Б.Васильева («А зори здесь тихие») и М. Кураева («Блокада») в их историко-литературной обусловленности;
- Развивающие: развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса;
- Воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к историческому прошлому своей страны.
Планируемые результаты:
- Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
- Метапредметные:
регулятивные: умение самостоятельно определять цели деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
коммуникативные: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
познавательные: овладение учащимися методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа, обобщения; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в источниках информации, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию.
- Предметные: понимание ключевых проблем изучаемых произведений; понимание связи произведения с эпохой его написания; владение навыками анализа художественного произведения: определение его темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль изобразительно-выразительных средств, художественного своеобразия произведений.
Формы работы, используемые на уроке: групповые.
Форма проведения урока: комбинированная (академическая + практикум).
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Используемые технологии: технологии проблемного обучения, технологии развивающего обучения, технологии обучения в сотрудничестве, информационно – коммуникационные технологии.
Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, карточки с именами авторов и названиями изученных произведений, раздаточный материал (карточки-задания и листы оценивания на каждую группу, рабочие листы (таблица) и сердечки на каждого ученика).
Цели этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Содержание учебного материала |
Формируемые способы деятельности (УУД) |
I. Самоопределение к деятельности |
||||
- психологи-ческий настрой уч-ся на урок; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Подводит учащихся к осознанию темы.
Прикрепляет карточки с именами авторов и названиями изученных произведений на доску.
Уточняет тему урока. Подводит учащихся к осознанию цели урока. |
Называют и проводят краткий анализ произведений, изученных на прошлом уроке.
Формулируют тему урока.
Формулируют цель урока, определив область применения нового знания. |
Идут кадры и звучит песня из к/ф «Офицеры». У. Здравствуйте, ребята. Приготовьтесь к уроку. Можно сесть. У. Почему в начале урока звучала эта мелодия и шли кадры из фильма? С чем они у вас ассоциируются? У. Сегодня мы возвращаемся к теме войны. Вспомните произведения, которые мы изучали на прошлом уроке. У. Что общего и чем отличаются эти произведения? С какой целью они были написаны? У. На сегодняшнем занятии мы обратимся к другим авторам. Зачем, как вы думаете, нужно продолжение разговора о войне? У. Да, тема нашего урока: «Новое о войне в литературе XX века». Обратимся к эпиграфу: Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии. С.Есенин Как вы понимаете смысл этих поэтических строк? Как эпиграф связан с темой урока? У. Определите цели нашего урока, исходя из того, где можно применить свой пополненный читательский опыт. Д. Познакомиться с новыми для нас авторами, которые писали о войне. Озвучить проблематику произведений. Проследить выход на ЕГЭ по русскому языку, используя их как аргументы. |
Личностные: формировать личностный смысл учения. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
II. Исполнительский этап |
||||
- анализ литературных произведений В. Быкова («Сотников», «Одна ночь») и Б.Васильева («А зори здесь тихие») по плану, предложено-му учителем |
Организует деление класса на группы.
Назначает экспертов в группы.
Организует работу в группах, обеспечивает контроль за выполнением заданий. |
Распределяют-ся на группы.
Группа уч-ся представляют презентацию по прочитан-ному произве-дению. Остальные заполняют рабочие листы.
Выполняют задания, предложенные учителем. |
У. Каждый из вас был вправе выбрать для прочтения одно произведений из предложенного списка. Я прошу вас занять места в соответствии с этим. На столах у вас рабочие листы, которые вам помогут систематизировать представленный другими группами материал. (Приложение 1) У. Вначале я хочу предоставить слово группе девушек, которые получали опережающее домашнее задание. Они читали книгу Михаила Кураева «Блок-ада». У. Девочки, сегодня на уроке у вас важная миссия. Вы будете оценивать работу одноклассников в группах в качестве экспертов. Вам в помощь листы оценивания. У. Каждая группа получает карточку-задание по прочитанному произведению. На обсуждение этих вопросов отводится 7 минут. (Приложение 2) |
Личностные: придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей. Регулятивные: организовывать самоконтроль учебных действий и их результатов. Коммуникативные: согласованно работать в группе; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную из различных источников. |
III. Контрольный этап |
||||
- представле-ние учащими-ся результатов своей деятельности; - установление степени усвоения темы. |
Организует выступления учащихся, обеспечивает контроль за выполнением заданий. |
Представляют результаты работы своей группы. Заполняют рабочие листы. |
Общее время выступления каждой группы – 5 минут. Каждый вопрос освещает 1 ученик. При расхождении мнений могут выступать несколько учащихся. |
Личностные: формировать мотивы достижения и социального признания. Регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. |
IV.Рефлексивный этап |
||||
- самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. |
Организует фиксирование нового знания.
Информирует о домашнем задании.
Организует рефлексию. |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Фиксируют и озвучивают свои впечатления от урока. |
У. Подведём итоги нашего урока. Озвучим проблемы, поднимаемые авторами книг. У. Продолжите фразы: СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я УЗНАЛ(А) … ТЕПЕРЬ Я МОГУ… У. Домашнее задание: написать отзыв о прочитанном произведении. Ребята, вы должны понимать, что это далеко не весь список книг о войне, написанных на сегодняшний день. Для желающих познакомиться с другими именами я подготовила рекомендательный список. У. На столах у вас есть конверты, в которых лежат сердечки. Подумайте и запишите на сердечках то, что оставит в ваших живых, настоящих сердцах этот урок, какие слова или чувства навсегда останутся с вами. Сердечки вывешиваются на заранее приготовленную доску. Звучит песня из к/ф «Офицеры». |
Личностные: формировать адекватную, позитивную, осознанную самооценку и самоприятие. Регулятивные: оценивать достижения на уроке. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: строить рассуждения. |
Приложение 1.
Рабочий лист ученика ____________________________
по теме «Новое о войне в литературе XX века»
Автор произведения |
Название произведения |
Проблематика |
Дополнительная информация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2.
Задания по произведению В. Быкова «Одна ночь»
- Смысл названия произведения (с частичным кратким пересказом).
- Назовите проблемы, поднятые автором в рассказе.
- Можно ли, по вашему мнению, на войне остаться человеком? (Поспорим?)
Задания по произведению Б. Васильева «А зори здесь тихие»
- Почему девушки оказались на войне? (с частичным кратким пересказом)
- Проблематика произведения.
- Двоякий смысл названия произведения.
Задания по произведению В. Быкова «Сотников»
- Проблематика произведения.
- Почему Сотников и Рыбак, будучи ровесниками, выросшими в одной стране, пошли по разным дорогам?
- Смысл названия произведения. (Почему имя именно этого героя вынесено в заглавие произведения?)
- Предположите, какой будет дальнейшая судьба Рыбака как предателя.